Для начала хочу описать как я понимаю профессию бизнес-аналитика. Лично я вижу специализацию бизнес-аналитика в двух плоскостях — в бизнесе и в сфере ИТ. На мой взгляд — это два принципиально разных по навыкам специалиста.
1. Бизнес-аналитик в сфере ИТ
Бизнес-аналитик — это разносторонний специалист, который должен уметь:
- коммуницировать с различными заинтересованными сторонами (это может быть топ-менеджмент компании, либо мидл-менеджмент)
- коммуницировать с бизнес-пользователями
- коммуницировать с членами команды (разработчики, аналитики, менеджеры проектов)
- использовать различные инструменты для систематизации требований (именно инструменты — почти всегда Excel)
- знать и уметь предвидеть какие требования нужны для каждого конкретного проекта и кому задавать вопросы
- уметь правильно формулировать вопросы и «выковыривать» информацию из людей (это очень сложный процесс, особенно когда начинается скрытое сопротивление)
- проводить интервью по выявлению требований
- понимать «политику игры» различных заинтересованных сторон и влияние этого процесса на исход проекта
- видеть влиятельных людей и уметь убеждать их
- уметь исключать мешающих членов рабочей группы из проекта (того, кто постоянно тратит время команды, либо уводит проект не в ту сторону, желательно перевести на другую деятельность внутри компании и обращаться только за отдельными консультациями)
- уметь четко формулировать тезисы, делать четкие выводы
- уметь проводить воркшопы для уточнения требований
- уметь проводить общие конструктивные собрания (цель собрания, проблема, возможные решения должны описываться до собрания, чтобы исключить лишние бла-бла-бла)
- понимать принципы построения систем, уметь трансформировать цели проекта в бизнес-требования, а бизнес-требования в функциональные и нефункциональные требования (т.е. трассировка должна быть в таком порядке)
- быть способным генерировать новые решения
- знать sql, принципы построения моделей данных, бизнес-процессов
- знать и уметь использовать визуальные инструменты для представления информации
Советы по оформлению любой документации
1. Всегда пишите документацию для непосвященных людей в концепцию и внутреннее содержание системы, поэтому:
- Включайте в документацию вводную часть о системе (либо ссылку на документ, который описывает систему)
- Включайте в документацию список сокрещений
- Если используются узкоспециализированная терминология — добавьте словарь в документ, либо создайте отдельный документ и приложите ссылку на него
- Стремитесь сопровождать большие участки текста схемами, где показывается взаимодействие различных компонентов системы
- После написания инструкций или документации, представьте себя человеком, который ранее не работал с данной системой и прочитать инструкцию/документацию. Если что-то непонятно — перепишете/дополните
2. Как документировать скрипты системы:
- В документе должно находиться общее концептуальное описание последовательности запусков тех или иных скриптов
- Можно представить карту вызова скриптов из компонентов системы, можно сделать некую «карту» по скриптам (mindmap)
- Сами скрипты в документе описывать не надо. Скрипты должны быть самодокументируемыми, т.е. в коде должны быть комментарии, которые заполняются разработчиками (в том числе для разъяснения бизнес-смысла скрипта)
3. Всегда стремитесь к балансу между картинками и текстом. Отсутствие или избыток картинок — не самые лучшие варианты оформления документации
Отношения с подчиненными
- Неважно какую должность Вы занимаете и сколько опыта у Вас — уважайте своих подчиненных, обсуждайте трудности, нехватку знаний или проблемы в работе. Не обвиняйте их, иначе при любой возможности они свалят от Вас (именно свалят и не будут даже думать о возникших резко у Вас трудностях при потере специалиста).
- Ставьте задачи правильно и корректно
- Обсуждайте с подчиненным всегда заранее о необходимости задержаться на работе — помните, что у подчиненных есть личная жизнь и свободное время, которое они не обязаны тратить на работодателя (либо Вы будете всегда работать с не очень выдающимися специалистами, т.к. хорошие сотрудники при случае свалят 😉 )
- Многое другое можно найти в опубликованных материалах стратоплан.ру (участвовал в их конференциях и семинарах — и Вам советую)
Как устроиться работать бизнес-аналитиком
1. Открываем HeadHunter;
2. Находим 20 вакансий по бизнес-анализу;
3. Выписываем из них главные пункты, которых ожидают от бизнес-аналитиков;
4. Составляем список 7 наиболее важных (общих для всех вакансий), которыми Вы не владеете;
5. Изучаем быстро за неделю;
6. Идем на собеседование (получаем обратную связь);
7. Учим дальше;
8. Повторяем цикл пунктов 6-7-6-7-… до тех пор, пока не устроитесь;
9. Сначала идите на совеседование в те компании, устроиться в которые Вы не хотите (чтобы не потерять шанс устроиться в хорошие компании при плохом исходе собеседования).
Leave a Reply